Деревня Воскресенье
(сельское поселение Нагорное)

Воскресенье — деревня в Петушинском районе Владимирской области России. Входит в состав Нагорного сельского поселения.

Расположение

Деревня расположена в 9км на северозапад от города Покрова и в 27км на северозапад от районного центра города Петушки

Исторические заметки

В писцовых книгах 1628-1631 годов в Борисоглебском стану Переславль-Залесского уезда Замосковного края Московского царства значится «погост Воскресенский Аргуновской волости, а на погосте церковь Воскресения Христово, древяна, а в церкви деисус, двери царские, образы местные, ризы и книги, и всякое церковное строение мирское».

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Покров-Слободской волости Покровского уезда Владимирской губернии Российской империи.

С 1929 года деревня входила в состав Горского сельсовета Петушинского района, в 1945-1960 годах деревня была в составе Покровского района, позднее вплоть до 2005 года — в составе Панфиловского сельсовета.

В 1950-х — 1990-х годах недалеко от деревни проходили ветки узкоколейной железной дороги Электрогорского торфопредприятия: Электрогорск — Ляпино — Желудево. Разобраны в 1993 году.

Деревня упоминается в книге В. А. Солоухина «Владимирские просёлки»: .mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{padding:0.25em 1em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}

«На горе, куда нам предстояло подняться, из-за деревьев выглядывала беленькая церковка с зелёной крышей…это село Воскресенье. У церкви ограда наполовину разрушена так, что остались только каменные столбы, а железо пошло скорее всего на подковы в сельскую кузницу. Высоченная нетроганая трава буйствовала за церковной оградой. Но церковь сама и крыша её были недавно покрашены и выглядели как новые. Первое, что бросилось нам в глаза в селе Воскресенье, — это отсутствие садов и огородов. Давно замечено, что в лесных местностях, где крестьянам приходилось постоянно бороться с лесом, нет в деревнях ни деревьев, ни садов. Мы сели отдохнуть в тень старого тополя под окнами пятистенной избы. — Старичка бы теперь для разговора, — мечтательно сказала Роза. И точно, идет вдоль деревни старик. Одна рука заложена за спину, в другой — палка. Спину держит неестественно прямо, словно и правда проглотил аршин. Вообще в передвижении старика ничего не участвовало, кроме семенящих ног. Было такое впечатление, что если старик споткнется, то так и упадет плашмя, прямой и негнутый. — Здешний, что ли, дедушка? — Здешний, — ответил старик, а сам семенит, не сбавляя хода, не поворачивая головы, как заведенная игрушка. — Давно ли здесь живете? — С самого зарождения, — и продолжает чесать дальше. — Посидел бы с нами, отдохнул. Старик остановился. — Постоять постою, а сидеть мне несподобно. — Лет-то сколько? — Годами я не стар, семьдесят шестой пошел, да вот ноги отказали. Всю жизнь сапожничал, чужие ноги обувал, а сам без ног и остался. Рассказывал дед охотно.

— Село наше было плотницкое. Все мужики подчистую уходили на сторону — в Москву, в Питер и вообще. Оставались одни бабы. Огородов с садами было не принято иметь. Картошку, лук, огурцы и прочую овошь возили из Покрова, с базара. Правду сказать, народ избалованный был на сторонних-то рублях, к земле не очень привычный, а сеяли больше „гречан“. Ну, после революции все плотники в Москве и осели. У каждого там зацепка какая-нибудь была. А тут ещё раскулачиванием припугнули. Половины села как не бывало. Вишь, одни ветлы стоят, а домов нет. Теперь опять молодежь чуть что в РУ или другие школы. Мало народу осталось, ой мало! Ну пойду, не взыщите, если чего не так. Ноги болят, когда стоишь, а на ходу словно легче. Старик снова засеменил вдоль улицы». .mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}

Церковный приход

Согласно писцовым книгам 1628-1631 годов в состав Воскресенского прихода входили деревни Панфилово (1 крестьянский двор, 2 бобыльских и 1 пустой), Олехово (2 крестьянских двора, 2 бобыльских), Яковлево (3 крестьянских двора, 4 бобыльских), Жолудьево (1 крестьянский двор, 2 бобыльских) и Заболотье.

В 1707-1709 годах в приходе Воскресенской церкви числилось 98 дворов. В 1711 году была построена новая деревянная церковь. В 1827 году вместо деревянной церкви построен и освещён каменный храм. Престолов в храме три: главный в честь Воскресения Христова, в трапезе тёплой во имя святого Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1857 году было такое штатное расписание: священник — 1 чел., дьякон — 1чел., причетников — 2 чел..

В 1897 году приход состоял из села и деревень Желудьевой, Яковлевой, Олеховой (в настоящее время входит в состав Панфилова), Панфиловой, Заболотья и Пустынки, в которых по клировым ведомостям числится 641 душа мужского пола и 745 женского. Кроме того, было раскольников-беспоповцев 5 душ.

В 1930 году в Свято-Воскресенском храме служил священномученик Николай Васильевич Поспелов (1885—1938 гг.).

В конце 1950-х годов храм ещё действовал. После закрытия его быстро разграбили, крест и колокол сбили. Разрушение самих стен началось в 1970-е годы, когда в его помещении стали хранить химические удобрения. Работы по восстановлению храма начались в 2003 году, это сплотило местных жителей, которым удалось вновь наладить богослужения сначала в деревянном здании, где в советское время проживал персонал пионерского лагеря. В 2014 году проведено богослужение в самом храме. Из старинных предметов сохранилась только икона Святителя Николая в окладе. Её сохранили, а затем вернули в храм прихожане Василий и Варвара Якиманские.

В селе Воскресенском с 1891 года существовала церковно-приходская школа. В 1895-1896 учебный год в ней числилось 58 учащихся. В советское время здание школы служило одним из строений детского лагеря Московского вагоноремонтного завода им. Войтовича. Лагерь был закрыт в конце 1990-х годов. В 2003 году администрация завода выделила приходу заброшенное помещение бывшей церковно-приходской школы. С 2003 года настоятелем церкви является протоиерей Евгений Филатов.

Владельцы деревни

Согласно писцовым книгам 1628-1631 годов село принадлежало боярину Ивану Никитичу Хованскому, а до него князю Сицкому.

В 1857 году село принадлежало помещику Николаю Дмитриевичу Попову. Был деревянный господский дом и его же мукомольная мельница.

Список улиц, проездов и территорий

ул Нижняя, ул Речная, ул Верхняя, ул Дачная, ул Лесная

сельское поселение Нагорное — все населённые пункты:

Абросово, Аниськино, Барсково, Большие Горки, Ветчи, Вороново, Воскресенье, Вялово, Глубоково, Гнездино, Головино, Гора, Гостец, Домашнево, Дубровка, Емельянцево, Еськино, Ефимцево, Желудьево, Заболотье, Заднее Поле, Иваново, Ирошниково, Кикино, Килекшино, Киржач, Красный Луч, Крюки, Лакиброво, Луговой, Малые Горки, Марково, Марочково, Масляные Горочки, Машиностроитель, Молодино, Мячиково, Нагорный, Новое Перепечино, Новое Стенино, Овчинино, Островищи, Панфилово, Перново, Плотавцево, Покровского лесоучастка, Покровского торфоучастка, Репихово, Родионово, Русаново, Санино, Санинского ДОКа, Сосновый Бор, Старое Перепечино, Старое Сельцо, Степаново, Телешово, Филимоново, Цепнино, Шиботово